Утлая лодка. Деревянный барак. Неприступный прииск. В этой триаде существуют братья Кеша и Тима — герои фильма «Кончится лето». Талантливые режиссеры Владимир Мункуев и Максим Арбугаев смотрят на якутское захолустье глазами растерянного юноши и его старшего брата с потрепанной судьбой.
Простоватое ограбление местного прииска запускает цепную реакцию. Мысль о лучшей жизни оборачивается духовным падением. Неуклюжий план рушится на глазах, а спасение от проблем оборачивается бегом в никуда.
Возвращение блудного брата
Кеша (Юра Борисов) возвращается домой после тюремного срока. Нелепый и потрепанный, он пытается начать с нуля в родном поселке. Надежда на исправление тает на фоне местной действительности. Младший брат Тима (Макар Хлебников) — его полная противоположность: тихий, робкий, мечтающий о поступлении в новосибирский институт.
Отец (Дмитрий Поднозов) встречает старшего сына с неприкрытым разочарованием. Потерявший когда-то прииск и веру в жизнь, он всё еще надеется на младшего. В этой атмосфере всеобщего уныния и рождается безумная идея.
Вместо социальной драмы авторы предлагают зрителю жанровый микс:
- простую криминальную историю о неудачном ограблении;
- философское путешествие двух непохожих братьев;
- размышление о природе насилия в человеке;
- визуальную поэму о якутских просторах.
Каждый слой повествования работает безупречно, создавая многомерное высказывание.
Зеркальное отражение «Брата»

Сравнение с культовым «Братом» напрашивается само собой. Юра Борисов, подражавший Бодрову в «Быке», здесь создает его антипода. Если Данила Багров — хладнокровный борец с несправедливостью, то Кеша — инстинктивный и загнанный в угол зверек.
Братья отправляются не домой с войны, а на собственную войну. Клаустрофобия маленького поселка сменяется бескрайними якутскими просторами. Операторская работа Максима Арбугаева напоминает гипнотический стиль раннего Малика — плавные панорамы превращают бег в духовное путешествие.
Символизм нарастает с каждым километром их пути:
- река как ход времени;
- золото как искушение;
- туман как неизвестность;
- вертолет как вознесение в никуда.
Всё это работает на основной вопрос фильма: из чего рождается насилие и как его остановить?
Борисов в роли антигероя

Юра Борисов — настоящее открытие последних лет. Его Кеша — не герой, а антигерой нашего времени. За внешней отрешенностью скрывается буря эмоций, которая находит выход в спонтанных вспышках ярости.
Макар Хлебников создал образ младшего брата, в котором узнает себя каждый зритель. Немой свидетель, наблюдающий за трансформацией близкого человека. Его глазами мы видим историю падения.
Дуэт режиссеров создал фильм, происходящий в 2022 году — переломном для страны. Это добавляет происходящему дополнительный контекст. Кажется, авторы рассуждают не только о конкретных героях, но и о всеобщем нравственном выборе.
Антипритча без ответов
«Кончится лето» — это фильм-антипритча. Вместо поучений зрителю предлагают вопросы. Режиссеры честно признаются: они не знают, как остановить круговорот насилия.
Финал оставляет пространство для размышлений. Невольно вспоминается строчка из песни «Кино» — «что же будет с родиной и с нами». Ответ, кажется, зависит от каждого из нас.
Стоит ли аплодировать очередному акту мести под прикрытием справедливости? Или лучше остановиться и оглянуться, рискуя превратиться в соляной столб? Этот выбор фильм оставляет зрителю.
Якутская киноволна продолжает удивлять. Тандем Мункуева и Арбугаева создал многослойное высказывание, равно интересное любителям жанрового кино и искателям философских глубин. «Кончится лето» — это и есть настоящее новое русское кино.